Ваш воспитатель

Квиллинг как средство развития мелкой моторики у старших дошкольников

Готовность ребенка к школе включает в себя множество показателей. Одним из них является уровень развития мелкой моторики.

На сегодняшний день у первоклассников  наблюдается слабое развитие мелкой моторики рук, что не может не сказываться на его успеваемости. Он не может держать в руках ручку (карандаш, кисть) или делает это неверно, что негативно отражается на процессе обучения ребенка письму, рисованию, лепке. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависят его успехи в дальнейшем обучении в школе, поскольку  нарушения письма часто становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников. [3, 23]

Поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо развивать мелкую моторику, для чего используются различные средства. В старшей группе детского сада № 28 г. Биробиджана было выявлено, что у части воспитанников слабо развита мелкая моторика рук, что сказывается на процессе обучения разным видам деятельности. Для решения данной проблемы в конкретной группе детей нами была разработана программа кружковой деятельности по квиллингу «Волшебные бумажки», рассчитанная на один учебный год по одному занятию в неделю.

Квиллинг - (от англ. quill – птичье перо) искусство скручивания и склеивания длинных бумажных полос различных цветов и размеров (от 3 до 12 мм в ширину). Придавая полученным при скручивании элементам разные формы и склеивая их между собой, можно создавать оригинальные композиции.

Квиллинг  возник в Европе в конце XIV— начале XV века.  В Европе в средние века монахини создавали украшения, закручивая бумагу с позолоченными краями на конце пера. Этим видом деятельности занимались только богатые дамы, поскольку бумага была очень дорогостоящим материалом.

Сегодня такой вид рукоделия доступен всем и не требует больших финансовых вложений.  Поэтому этот новый для детей вид деятельности лег в основу работы по развитию мелкой моторики.

В ходе работы по формированию мелкой  моторики у детей старшего дошкольного возраста нами решались следующие задачи:

развивать мелкую моторику пальцев, кистей рук, координацию движений руки и глаза;

формировать умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи, контролировать собственные действия.

Для того чтобы заинтересовать воспитанников данным видом деятельности, им были предложены к рассмотрению несколько работ, выполненных в технике квиллинг. Дети смогли внимательно изучить данные работы, потрогать их, убедиться, что материалом послужили полосы цветной бумаги.

В качестве рабочего инструмента была использована очищенная ватная палочка, имеющая на одном конце надрез для фиксирования бумажной полосы. Работа с данным инструментом помогает ребенку скрутить бумажную полосу в спираль и в то же время развивает мелкую моторику пальцев обеих рук, так как палочка тонкая и ее необходимо крутить пальцами одной руки, а пальцами второй руки придерживать полосу бумаги и фиксировать ее, если появляется такая необходимость. Нами были использованы полосы двухсторонней цветной бумаги шириной 5 миллиметров. Кроме скручивания спирали из бумажной полосы, пальчиками воспитанники придавали форму скрученным элементам (треугольник, стрелка, полукруг, капля и т.д.), старались аккуратно наклеивать элементы на основу для получения узора, а позднее склеивали детали между собой. В процессе данной работы нами были использованы пальчиковые игры: «мы рисовали», «Рыбки», «Пальчики уснули» [2, 54-55] , и др., что так же способствовало развитию мелкой моторики детей.

 В результате данной работы у воспитанников сформировано умение действовать по словесной инструкции, продолжать работу самостоятельно, пальцы и кисти рук стали более гибкими, ребята меньше устают при работе с карандашом (ручкой).

Подводя итог, можно сказать, что квиллинг является действенным средством развития мелкой моторики, а так же интересным времяпрепровождением для воспитанников, которые привлекли к данной работе родителей.

 

Список литературы:

1. Вавилова А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 495-497

2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития, 2001. 240 с.

3. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: учебное пособие. – СПб.: Питер,1999. 287 с.

8 декабря 2015 в 11:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.