Ваш воспитатель

Мой ребенок обманывает

Воспитатель МБДОУ  

«Детский сад № 28» г. Биробиджана

Штри Анастасия Сергеевна

 

Консультация для родителей

Тема: «Мой ребенок обманывает»

Ложь – неотъемлемая часть нашей жизни. Лгать могут все: начиная от ребенка, который ходит в детский сад, и заканчивая бабушками и дедушками. Что же такое ложь?

Ложь можно определить как осознанное утверждение неправды, или противоречие тому, что соответствует действительности. Психологи выделяют несколько способов обмана: письменные и устные высказывания, жесты, мимика, действия, молчание, отсутствие действий и др.

На сегодняшний день, ложь как особое психологическое явление изучают в России (В. Знаков) и за рубежом (П. Экман).

Известный психолог П. Экман определяет ложь как действие, с помощью которого умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без четко выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды, вводят человека в заблуждение.

 В. Знаков, называет ложью умышленную передачу информации, которая не соответствует действительности. В европейской культуре распространено определение лжи, которое дал Блаженный Августин: «ложь – это сказанное с желанием сказать ложь». Лжец с помощью различных коммуникативных средств (вербальных и невербальных) вводит собеседника в заблуждение относительно истинного положения дел. В процессе коммуникации ложь является выражением желания одного из собеседников исказить правду.

Она может быть прямой противоположностью правде (не маленькое, а большое) или представлять собой частичное отступление от нее. Дети имеют свойство неправду, не имея желания кого-то обмануть, и верят в то, что так есть на самом деле. 

Детская ложь — особый возрастной вид лжи, который заключается в выдаче за действительность детьми своих фантазий. Большинства психологов считают, что явление детской лжи связано с тем, что дети до определённого возраста (5 лет) иногда не могут отличить реальность от воображения и принимают за действительность игру. Спорным остаётся вопрос о том, является ли детская ложь ложью в полном смысле этого слова, поскольку дети верят в свои фантазии искренне и не собираются вводить никого в заблуждение. Более того, последнее в данном случае маловероятно, поскольку детская ложь всегда неправдоподобна. По мнению большинства психологов, детская ложь не должна вызывать у родителей особого беспокойства, в виду того, что является в развитии воображения ребёнка обычным этапом. Однако  полное отсутствие детской лжи в преддошкольном и дошкольном возрасте следует считать тревожным симптомом, как и  чрезмерные проявления детской лжи в данном возрасте, а также поздние проявления детской лжи (после 7 лет).

 Директор Института исследования детства из Университета Торонто, доктор Кан Ли, разделяет детскую ложь на три группы:

· ложь, которая может помочь ладить с другими людьми («Ты такой хорошенький!»);

· ложь для защиты от наказания («Я не слышала, как ты это говорила»);

· самообман («Я никогда не вру»).

Для нас большой интерес представляет книга Е. Герасиной «Как  определить,  лжет ли Ваш ребенок». В ней автор приводит классификацию видов детской лжи.

Так, она предлагает следующие виды детского обмана:

Впечатлительность.  Когда  ложь  не столько  ложь,  а сколько особенность восприятия.

Маленькие хитрости. Когда  шоколадку  съела  собачка или кошечка.  А может, ее вообще  не  было.  А  бабушке просто показалось, что  она  была.

Сновидения  и реальность.  К этому виду можно отнести неразличение реальности  и виртуальности. Например,  одна  четырехлетняя девочка убеждала всех, что зимой видела в парке кусты с большими цветами.  Оказалось,  что она действительно видела... горшки с розами в витрине магазина.

Обман как результат защиты.  Такое поведение могут спровоцировать родительские бестактность и эгоизм.

Фантазии и выдумки  в играх.  Например, ребенку известно, что нельзя лезть в шкаф. Но в один прекрасный момент сестра заходит в комнату и обнаруживает, что шкаф раскрыт, а вещи в беспорядке валяются.  На недовольство сестры, ребенок отвечает, что он ничего не делал.  Малыш просто играл в ковбоев и не имеет никакого представления о том, кто открыл шкаф и в нем рылся.

Если бы сестра продолжила расспрашивать ребенка, то  могла бы услышать, что это  были плохие ковбои.

Обман-компенсация. Когда дети не достигают успеха в том, что составляет ценность для их родителей, они начинают хвастаться несуществующими достижениями. 

Ложь без видимой причины. Встречается у детей разных возрастов. Таким образом, ребенок пытается вызвать у окружающих интерес, придать себе значимости.

Дети могут лгать сознательно и намеренно.  Когда дети  врут, то видно, что получаемое ими от ложи удовольствие, намного больше дискомфорта, возникающего от состояния раздвоенности. 
Они обманывают, чтобы продолжить удовольствие, чтобы приспособиться, избежать наказания,  подладиться  и др.

 

Рекомендации родителям:

 

1. Исключите физические наказания.

2.  Разграничивайте наказание за ложь и наказание за скрываемый проступок.

3. Не лгите сами. Любые рассуждения о честности, морали, «хорошем» поведении должны подтверждаться личным примером, который перед глазами видит ребенок.

4. Не провоцируйте ребенка на ложь. Очень часто взрослые вечными нравоучениями и допросами сами приучают ребенка обманывать. «Не ты сломал эту игрушку? А кто? Я по глазам вижу, что ты!».

5. Объясняйте ребёнку последствия лжи.

6. Старайтесь установить с детьми доверительные отношения, чтобы ваш малыш не испытывал необходимости обманывать.

Психологи считают, что урок честности от взрослых может стать самым важным.

 В случае, если вы еще не научились отличать ложь от правды «по глазам» своего ребенка, необходимо обратить внимание на следующие признаки обмана:

   малыш прикрывает рукой рот;

    усиленно моргает или отводит глаза;

   его зрачки то сужаются, то расширяются;

   ребенок возбужден, на его щеках появляется румянец;

   чтобы ложь звучала как можно более правдиво, он на ходу подбирает слова, говорит медленно и неуверенно, сам себя перебивает, делает длинные паузы между фразами.

    Однако, если Ваш ребенок верит, что Вы его любите, не смотря ни на что, и только Вы его всегда поймете и поможете  в решении его «серьезных проблем», его обман останется детской шалостью и не станет образом жизни.
   Таким образом, возрастные особенности, причины и  мотивы лжи зависят от того, кто окружает детей, от характера их взаимоотношений с родителями, сверстниками. Поэтому, очень важно создавать атмосферу доверия, понимания и терпения, как в общении в семье, так и в детском саду.


Список использованной литературы:

Герасина Е. Как  определить,  лжет ли Ваш ребенок. -  М.: АСТ, 2006. – 96 с.

Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблема психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. - № 2. - С. 9-16.

Фромм, А. Азбука для родителей / А. Фромм. – М.: АСТ – Астрель, 2003. – 320 с.

Экман П. Почему дети лгут? М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 272с.

28 августа 2015 в 00:41

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.