Ваш воспитатель
Мой ребенок обманываетВоспитатель МБДОУ «Детский сад № 28» г. Биробиджана Штри Анастасия Сергеевна
Консультация для родителей Тема: «Мой ребенок обманывает» Ложь – неотъемлемая часть нашей жизни. Лгать могут все: начиная от ребенка, который ходит в детский сад, и заканчивая бабушками и дедушками. Что же такое ложь? Ложь можно определить как осознанное утверждение неправды, или противоречие тому, что соответствует действительности. Психологи выделяют несколько способов обмана: письменные и устные высказывания, жесты, мимика, действия, молчание, отсутствие действий и др. На сегодняшний день, ложь как особое психологическое явление изучают в России (В. Знаков) и за рубежом (П. Экман). Известный психолог П. Экман определяет ложь как действие, с помощью которого умышленно, без предварительного уведомления о своих целях и без четко выраженной со стороны жертвы просьбы не раскрывать правды, вводят человека в заблуждение. В. Знаков, называет ложью умышленную передачу информации, которая не соответствует действительности. В европейской культуре распространено определение лжи, которое дал Блаженный Августин: «ложь – это сказанное с желанием сказать ложь». Лжец с помощью различных коммуникативных средств (вербальных и невербальных) вводит собеседника в заблуждение относительно истинного положения дел. В процессе коммуникации ложь является выражением желания одного из собеседников исказить правду. Она может быть прямой противоположностью правде (не маленькое, а большое) или представлять собой частичное отступление от нее. Дети имеют свойство неправду, не имея желания кого-то обмануть, и верят в то, что так есть на самом деле. Детская ложь — особый возрастной вид лжи, который заключается в выдаче за действительность детьми своих фантазий. Большинства психологов считают, что явление детской лжи связано с тем, что дети до определённого возраста (5 лет) иногда не могут отличить реальность от воображения и принимают за действительность игру. Спорным остаётся вопрос о том, является ли детская ложь ложью в полном смысле этого слова, поскольку дети верят в свои фантазии искренне и не собираются вводить никого в заблуждение. Более того, последнее в данном случае маловероятно, поскольку детская ложь всегда неправдоподобна. По мнению большинства психологов, детская ложь не должна вызывать у родителей особого беспокойства, в виду того, что является в развитии воображения ребёнка обычным этапом. Однако полное отсутствие детской лжи в преддошкольном и дошкольном возрасте следует считать тревожным симптомом, как и чрезмерные проявления детской лжи в данном возрасте, а также поздние проявления детской лжи (после 7 лет). Директор Института исследования детства из Университета Торонто, доктор Кан Ли, разделяет детскую ложь на три группы: · ложь, которая может помочь ладить с другими людьми («Ты такой хорошенький!»); · ложь для защиты от наказания («Я не слышала, как ты это говорила»); · самообман («Я никогда не вру»). Для нас большой интерес представляет книга Е. Герасиной «Как определить, лжет ли Ваш ребенок». В ней автор приводит классификацию видов детской лжи. Так, она предлагает следующие виды детского обмана: Впечатлительность. Когда ложь не столько ложь, а сколько особенность восприятия. Маленькие хитрости. Когда шоколадку съела собачка или кошечка. А может, ее вообще не было. А бабушке просто показалось, что она была. Сновидения и реальность. К этому виду можно отнести неразличение реальности и виртуальности. Например, одна четырехлетняя девочка убеждала всех, что зимой видела в парке кусты с большими цветами. Оказалось, что она действительно видела... горшки с розами в витрине магазина. Обман как результат защиты. Такое поведение могут спровоцировать родительские бестактность и эгоизм. Фантазии и выдумки в играх. Например, ребенку известно, что нельзя лезть в шкаф. Но в один прекрасный момент сестра заходит в комнату и обнаруживает, что шкаф раскрыт, а вещи в беспорядке валяются. На недовольство сестры, ребенок отвечает, что он ничего не делал. Малыш просто играл в ковбоев и не имеет никакого представления о том, кто открыл шкаф и в нем рылся. Если бы сестра продолжила расспрашивать ребенка, то могла бы услышать, что это были плохие ковбои. Обман-компенсация. Когда дети не достигают успеха в том, что составляет ценность для их родителей, они начинают хвастаться несуществующими достижениями. Ложь без видимой причины. Встречается у детей разных возрастов. Таким образом, ребенок пытается вызвать у окружающих интерес, придать себе значимости. Дети могут лгать сознательно и намеренно. Когда дети врут, то видно, что получаемое ими от ложи удовольствие, намного больше дискомфорта, возникающего от состояния раздвоенности.
Рекомендации родителям:
1. Исключите физические наказания. 2. Разграничивайте наказание за ложь и наказание за скрываемый проступок. 3. Не лгите сами. Любые рассуждения о честности, морали, «хорошем» поведении должны подтверждаться личным примером, который перед глазами видит ребенок. 4. Не провоцируйте ребенка на ложь. Очень часто взрослые вечными нравоучениями и допросами сами приучают ребенка обманывать. «Не ты сломал эту игрушку? А кто? Я по глазам вижу, что ты!». 5. Объясняйте ребёнку последствия лжи. 6. Старайтесь установить с детьми доверительные отношения, чтобы ваш малыш не испытывал необходимости обманывать. Психологи считают, что урок честности от взрослых может стать самым важным. В случае, если вы еще не научились отличать ложь от правды «по глазам» своего ребенка, необходимо обратить внимание на следующие признаки обмана: малыш прикрывает рукой рот; усиленно моргает или отводит глаза; его зрачки то сужаются, то расширяются; ребенок возбужден, на его щеках появляется румянец; чтобы ложь звучала как можно более правдиво, он на ходу подбирает слова, говорит медленно и неуверенно, сам себя перебивает, делает длинные паузы между фразами. Однако, если Ваш ребенок верит, что Вы его любите, не смотря ни на что, и только Вы его всегда поймете и поможете в решении его «серьезных проблем», его обман останется детской шалостью и не станет образом жизни.
Список использованной литературы: Герасина Е. Как определить, лжет ли Ваш ребенок. - М.: АСТ, 2006. – 96 с. Знаков В.В. Неправда, ложь и обман как проблема психологии понимания // Вопросы психологии. 1993. - № 2. - С. 9-16. Фромм, А. Азбука для родителей / А. Фромм. – М.: АСТ – Астрель, 2003. – 320 с. Экман П. Почему дети лгут? М.: Педагогика - Пресс, 1993. - 272с. 28 августа 2015 в 00:41
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.